Внимание! Концепция преподавания предметной области «Иностранные языки»


Приглашаем профессиональное сообщество учителей и преподавателей иностранного языка Красноярского края к активному обсуждению Проекта концепции преподавания предметной области «Иностранные языки».


Ознакомьтесь с текстом концепции и внесите свои предложения, комментарии по следующим аспектам:

  • сильные тезисы концепции
  • тезисы концепции, требующие доработки: что стоит изменить, уточнить, добавить или убрать
  • согласованность идей концепции и образовательного стандарта
  • способна ли школа реализовать заявленные в концепции требования
  • какие вопросы Вы бы адресовали разработчикам Концепции как учителя-практики?
Комментарии: 9
  • #9

    Галкина Светлана Михайловна (Воскресенье, 10 Декабрь 2017 09:49)

    6 декабря на заседании РМО учителей иностранных языков Свердловского района г.Красноярска прошло активное обсуждение концепции преподавания предметной области "Иностранные языки. С комментариями и предложениями можно ознакомиться ниже:
    сильные тезисы концепции находятся в её задачах:
    совершенствование системы подготовки учителя, поскольку без грамотного, высококвалифицированного специалиста достижение цели концепции невозможно.
    Выделены и сформулированы три группы проблем обучения ИЯ в школе. Будет более чётко определено предметное содержание программы.
    • тезисы концепции, требующие доработки: что стоит изменить, уточнить, добавить или убрать:
    необходимо добавить раздел «Требования к уровню подготовки выпускников ВУЗов» и направить усилия на взаимодействие с преподавателями, методистами ВУЗов, т.к. молодые специалисты, идущие в профессию зачастую проф. непригодны в силу личностных качеств, не умеют работать с детьми, методически не подкованные, не умеют реализовывать рабочие программы, а уж тем более ФГОС. А в концепции больше ставится акцент на учителя и учащегося, нежели на студента, идущего в профессию. Учитель не может тратить все силы на индивидуальную переподготовку молодого специалиста, поскольку для этого и предназначен ВУЗ.
    Изучение иностранного языка требует определенных условий и способностей детей. В нашей стране нет пока такого опыта, когда с 5 ребенка направляют в ту школу, которая по профилю ближе к его будущей профессиональной деятельности. Не все дети готовы изучать второй иностранный язык. Некоторые учащиеся и первый иностранный не способны выучить на достаточном уровне.
    • согласованность идей концепции и образовательного стандарта:
    результатом совместной кропотливой работы учащегося и учителя должна стать гармонично-развитая во всех направлениях личность учащегося, при этом (я сейчас не говорю о личностных результатах) результат его учебных достижений измеряется по средством государственной итоговой аттестации, при этом аттестация имеет узко-направленный формат. Понятно, что он (формат) таков, чтобы предоставить равные требования и шансы всем выпускникам, но тем не менее, та высокая цель, заявленная в начале документа, уходит на задний план, хотя в теории всё звучит верно, но на практике нам нужно стремиться закрывать именно проблемные места. Хотя сама проблема в задачах сформулирована: совершенствование системы контроля, обновление КИМов… Получается, что высокая цель сужена до банальной сдачи экзамена, ведь так измеряются результаты обучения.
    Концепция подчёркивает важность переосмысления целей и задач ИЯ в рамках нового образовательного стандарта.
    • способна ли школа реализовать заявленные в концепции требования:
    в связи с «круговоротом» кадров (особенно молодых специалистов) в системе образования это сделать очень трудно. Учащиеся не имеют системы в работе, системы отслеживания их результатов и т.д.
    При отсутствии апробации новых УМК, нет уверенности в том, что учебники, которые нам предлагает Министерство Образования, могут в полной мере обеспечить подготовку учащихся к итоговой аттестации на должном уровне. Учителя не готовы работать с детьми с ОВЗ, ввиду отсутствия учебников для таких детей и переподготовки преподавателей.
    • какие вопросы Вы бы адресовали разработчикам Концепции как учителя-практики:
    Возможно ли предусмотреть в концепции обязательства для методистов, авторов УМК и издательств обеспечить учителя иностранного языка методическим сопровождением (рабочие программы, дорожные карты, технологические карты к урокам УМК и т.д.) для полноценной реализации данного проекта.

  • #8

    Софья (Воскресенье, 10 Декабрь 2017 08:42)

    В тексте концепции четко отражены ее цели и задачи. Обозначены запросы и ситуация в современном обществе, которую обязательно необходимо учитывать при разработке стратегии обучения иностранным языкам.
    Лаконично и понятно отражены современные подходы к обучению иностранным языкам: компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный.
    Четко выделена основная содержательная линия.
    Подробно расписаны проблемы изучения предметной области «Иностранные языки» и учебного предмета «Иностранный язык». Практически все проблемы реально актуальны на данный момент.
    Особенно стоит обратить внимание на вопрос языковой подготовки педагогов.
    В документе грамотно обозначены проблемы изучения предметной области «Иностранные языки» и открыто, сказано о том, что решением данных проблем должен заниматься в первую очередь не учитель. Должно проводиться комплексное решение имеющихся проблем.

  • #7

    Бугрова Л.А.. (Суббота, 09 Декабрь 2017 15:08)

    В разделе V. Проблемы изучения предметной области "Иностранные языки" считаю важным следующие проблемы организационного характера:
    ➢ Отсутствие деления класса на подгруппы. Для обеспечения достаточного объема устной речевой практики для каждого обучающегося количество учеников в подгруппе не должно превышать 12 человек. В настоящее время данная норма не регулируется на государственном уровне.
    ➢ Недостаточное внимание к созданию необходимого уровня оснащения кабинетов иностранного языка со стороны региональных органов управления образованием, что существенно снижает эффективность образовательной среды.

  • #6

    Ирина Викторовна (Пятница, 08 Декабрь 2017 09:28)

    Полностью согласна со всеми заявленными проблемами, особенно о переполненности групп, невозможно качественно обучать иностранному языку, когда в группе 18 человек и более. Также разделяю мнение Татьяны Васильевны о языковой подготовке педагога.

  • #5

    Татьяна Васильевна (Четверг, 16 Ноябрь 2017 11:07)

    Очень важно понимать, что огромную роль играет не только методическая подготовка педагога, но и языковая! Очень сложно поддерживать высокий уровень языка, учитывая нагрузку в школе и безязыковую среду нашего края, где носителя языка найти - довольно сложно. Необходимы языковые курсы (онлайн или очные), которые помогут педагогам повышають свою языковую компетенцию по мере необходимости.

  • #4

    Татьяна Владимировна (Четверг, 16 Ноябрь 2017 11:05)

    Грамотный документ, где, наконец-то, открыто говорят о проблеммах в нашей предметной области, а также о том, что решать их можно только комплексно.

  • #3

    Екатерина Константиновна (Четверг, 16 Ноябрь 2017 11:03)

    В проекте концепции четко заявлены задачи, которые ставятся перед учителем

  • #2

    Галина Сергеевна (Четверг, 16 Ноябрь 2017 11:03)

    В разделе IV. «Методологические основы стратегии развития отечественного иноязычного образования» дан хороший обзор подходов. Но каждый абзац начинается не с определения/ описания подхода, а с того, как он отражается на обучении. Предлагаю дать емкое определение подхода.
    В разделе 5 перечислены и важные и значимые проблемы. Ответственность ложится на плечи не только учителя иностранного языка, но и на администрацию в части создания условий.

  • #1

    Алла Николаевна (Четверг, 16 Ноябрь 2017 10:58)

    Четко, понятно, с новым видением роли иностранных языков прописано Значение иностранного языка в современной системе образования и дано всестороннее обоснование.


Актуальное обсуждение


Предлагаем на заседаниях ваших методических объединений обсудить вопросы концепции:

  • Какова роль иностранного языка для становления личности учащегося?
  • Какие задачи ставит Концепция перед учителем иностранного языка?
  • Как должен быть обустроен процесс обучения иностранному языку в соответствии с Концепцией?
  • Каковы основные подходы в обучении иностранному языку согласно Концепции?
  • Каковы основные виды и формы учебной деятельности в процессе обучения иностранному языку?
Комментарии: 2
  • #2

    Гришина Л.Г. (Четверг, 16 Ноябрь 2017 11:04)

    o Если отвечать на вопрос: «Какие вопросы Вы бы адресовали разработчикам концепции как учителя-практики?» Я бы спросила: «Соотносится ли содержание концепции и действующих ФГОС». В последние годы появились документы, которым надо следовать буквально. Например, профессиональный стандарт, где требования у учителю очень высокие, но в процессе обучения не всё зависит от педагога. Образование – это процесс, куда вовлечена не только школа, но и семейное образование, и дополнительное».

  • #1

    Людмила Георгиевна (Четверг, 16 Ноябрь 2017 10:58)

    Собственно формулировки цели обучения иностранным языкам в разделе III. Значение иностранного языка в современной системе образования. Цель предметной области «Иностранные языки» не дано, лишь её описание, уровни цели. Определение появляется в разделе 4.

Всероссийский семинар-совещание «Внедрение ФГОС: содержание, механизмы, результаты»  27.10.2017


Презентации докладов и сообщений учителей и методистов на секции "Иностранный язык" 

«Концепция предметной области "Иностранный язык" как стратегия развития иностранных языков в школе» – Биболетова Мерем Забатовна, к.п.н., доцент, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО.

«Обновленный курс «Enjoy English» Биболетова Мерем Забатовна, к.п.н., доцент, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО.

«Корпорация "Российский учебник": Издательско-образовательная деятельность по обеспечению модернизации содержания и методов преподавания иностранных языков в школе» Алексеева Ольга Владимировна, ведущий редактор Центра иностранных языков корпорации «Российский учебник»

«Развитие познавательных и коммуникативных УУД на уроках английского языка» Решетнева Юлия Александровна, завуч по УВР «СШ № 7» г. Красноярск.    

«Формирование мета предметных умений через работу с текстом на уроках английского языка» Галкина Светлана Михайловна, учитель английского языка, руководитель МО учителей АЯ Свердловского р-на г. Красноярска.

«Присвоение нового социального опыта в процессе формирования УУД через организацию внеурочной деятельности (на примере поточных мероприятий гимназии)» Яценко Ирина Александровна, учитель «КУГ № 1 – Универс», руководитель МО ОО г. Красноярска.

«Обучение экстенсивному чтению – работа с художественным текстом на иностранном языке» Борзенко Елена Александровна, методист ЦИЯО КК ИПК

«Развитие ИКТ компетенции в обучении иностранному языку» – Кошкина Эмма Григорьевна, методист Центра иноязычного образования КК ИПК

Видеозаписи выступлений 

Предлагаем в этом разделе сайта  размещать имеющиеся в крае ресурсы по результатам реализации ФГОС. Присылайте свои разработки на адрес emma-koshkina@mail.ru

Комментарии: 0